Бой за Вики-Статью Республиканизм продолжается • Как выглядит статья сейчас, 4 мая
Республиканизм
[править | править код]
Республиканизм — идеология независимого самоуправления, дающая основу республиканскому конституционному строю или правлению страной как республикой, в руссоистской версии не вступающая в противоречие с цивилизованными правами таких институтов, как конституционная монархия и номинальная, подчинённая наравне с остальными закону аристократия. Акцент в республиканизме в первую очередь делается на равенстве человека и государства, равенстве каждого человека и гражданина перед совместно формируемыми обществом и государством законами, праве на свободу и достоинство, активно развиваемая свободомыслящими гражданами во имя торжества гуманистического права. Одно из выражений идеологии — референдум. Чертой современного республиканизма так же являются свободные выборы и регулярная сменяемость выборных представителей.
Современный республиканизм олицетворяет собой правовое гуманистическое государство, основанное на самоуправлении и рационально начисляемых налогах; определяет свободу и равенство, как отсутствие рабства и ориентрует на участие большинства лиц в законотворчестве наряду с законодателями.
Республиканизм исторически противостоял аристократии и монархии. Но на сегодняшний день ряд стран, сохранивших должностные посты монархов, вместе с национальными элитами является лучшим проводником республиканизма, чем многие формальные республики. Более широко, республиканизм основывается на политической системе, защищающей широкую выборность и верховенство закона, которое не может быть произвольно проигнорировано любым из граждан, президентом, правительством или королём, так как республиканское законотворчество основано на прямом волеизъявлении граждан. В правоприменении выражается в делении правовых институтов и формируемых из них отраслей права на две подсистемы — на частное право с принципом «разрешено что не запрещено» и на публичное право, с ограничением для облечённых властью лиц по принципу «разрешено только разрешённое законом».
Согласно Джону Адамсу, «Республику устанавливают, чтобы быть правовым государством, а не государством мужчин»[1]. Литераторы порой затрудняются с определением ценностей и поведения, необходимых гражданам, чтобы республика жила и процветала. При этом акцент в республиканизме делается на экономической и правовой свободе личности в пределах равенства всех перед законом; на широко распространенном участии граждан в формировании и блокировании законов через референдум и свободные выборы; пацифизме, гражданском достоинстве, недопущении коррупции и связанного с ней террора.
Фридрих Шлегель предпринял относительно успешную попытку замены понятия «республиканизм» «демократизмом»[2], что однако не было поддержано как теоретиками республиканизма, так и самими республиканцами, в их подавляющем большинстве. Сравнивая республиканизм с демократизмом, необходимо отметить, что основа современного республиканизма — это идея об общем деле, правовой республике, лежащей в основе каждой успешной страны, вне зависимости от официально объявляемого в ней конституционного строя. Республиканизм зиждется на уважении каждого лица к правилам общественного договора, обрамлённого законами, сознательно принятыми обществом в сотрудничестве с государством, во имя блага и права на развитие для каждого человека. Демократизм отличается от республиканизма и менее жёсткими установками в области влияния на законы, связанные с правом человека на жизнь с её зарождения – среди не способных себя защитить – и бóльшими политическими и партийно-уставными послаблениями в сфере вторжения в массовое сознание. Республиканцы[3] жёстко выступают против эфтаназии, одновременно защищая право граждан на владение оружием[4]. Демократизм, одним из направлений в своей политии признающий эгалитаризм, получает по этой и ряду смежных тем*[53] поддержку от республиканцев.
Содержание
- 1«Республиканизм» императора Августа. Правореспубликанская архаика. Монархический республиканизм
- 2Республиканизм Жан-Жака Руссо и применение принципов частного и публичного права
- 3Республиканизм в Праве республик и стран с республиканской формой правления
- 3.1Референдум в Голландии
- 3.2Некоторые постсоветские страны
- 3.3Роялистско-реставрационное лобби в вопросах дереспубликанизации правоприменения
- 3.4Противостояние правовых концепций на постсоветском пространстве
- 3.5Китайский прецедент 2018 года с отменой ограничения для президентов по числу должностных сроков
- 4Примечания
«Республиканизм» императора Августа. Архаизация идеи республиканизма[править | править код]
В эпоху своего единоличного правления Римской державой с 29 г. до н. э. и по 14 г. н. э. император Гай Юлий Цезарь Октавиан (Август) определяет свою политику как «восстановление» республики, возврат к утраченным традициям прежнего, республиканского Рима и установление мира в стране. Один из его исследователей Я. Ю. Межерицкий полагает, что политические стремления правителя и проводимые в жизнь реформы власти в полной мере удовлетворяют требованиям всех слоев населения римского общества и даже объясняют практически полное отсутствие оппозиционных настроений[5]. Он приводит термин «республиканизм» в качестве некоего обозначения, определяющего всю совокупность идеологии, внешней и внутренней политики, религиозности, пропагандирования и методологии, используемых в установлении режима управления Августа. Межерицкий квалифицирует республиканизм как основу, цель, метод и средство установления политического режима принципата Августа.
Республиканизм Жан-Жака Руссо и применение принципов частного и публичного права[править | править код]
Руссо окончательно вывел республиканизм из борьбы против одного только угнетения, сориентировав потребителей политической философии на конструктивную повестку[6]. Философ нашёл основную причину проблем общества — в законодательном произволе облечённых властью алчных публичных персон. Руссо призвал к ограничению последних в правах законами, формируемыми референдумом и разделением права на усечённое до буквы закона в применении право для власть имущих «публичных персон» и свободное право для всех граждан – несущего элемента державы. В этом Руссо своей целью преследовал достижение равенства граждан и жителей Франции а так же родной для него Женевской Республики в их правовом положении. Публичные персоны, по мысли Руссо, должны были бы усекаться в правах только при исполнении ими взятых на себя перед обществом обязанностей. На практике именно это и породило разделение права на подсистемы — публичное право, то есть право публичных персон, и частное право – право частных отношений.
Для объяснения принципа в РФ используется работа Н.И. Матузова О ПРИНЦИПЕ «НЕ ЗАПРЕЩЕННОЕ ЗАКОНОМ ДОЗВОЛЕНО»[7], начинающаяся словами
В той же работе автор указывает на первые законодательные акты, в которых идеи Руссо и его женевских и других предшественников нашли своё отражение
Доктор юридических наук профессор Высшей Школы Экономики Е.А.Лукьянова дополняет вышесказанное делением его применения на подсистемы права
Разделение права в цивилизованных свободных странах на подсистемы именно таким образом способствовало их стабильному развитию и процветанию. В ФРГ отделение граждан от государства, самим фактом своего существования уже вносящее ясность в спектр прав лиц, в рабочее время ограниченных в применении принципа «не запрещённое дозволено», выразившееся в подробной систематизации институциональных отраслей права на две подсистемы, исключило государственных служащих при исполнении ими служебного долга, – вплоть до педагогов гимназий, – из частно-правовых отношений, что создало возможности для контроля за ними со стороны общества. Мера помогла гражданам послевоенной Германии быстро и элегантно снизить процент нарушений прав человека в стране. Руссоистское разделение права проникло в Германию в XVIII веке через педагогическое течение[9] под названием «филантропизм».
Ж.-Ж.Руссо не боролся против факта наличия монархии или аристократии а выражал свои идеи, ориентируясь на благо и защищённость каждого, логично допуская, что власть имущий, равный соотечественникам в праве на жизнь, сможет оценить возможность защитить себя гуманистичными законами и скорее откажется от права на тиранию, чем от права на жизнь для себя и для своей семьи — так идеи Руссо примирили французов после революций и переворотов.
Философия Руссо соперничает с идеями Гоббса, отвечающими интересам загосударствлённого корпоративного капитала. Их продвижение хорошо финансируется, в отличие от не нужных в мире глобализма идей Руссо. По сравнению с последним Гоббс изложил свои мысли об общественном договоре не ради гражданского а ради государственного суверенитета. Его учение менее креативно но более однозначно чем у Руссо: утверждение независимости подданных от государства и их равенства с последним не было задачей Гоббса. Он не занимался опасным для феодально-землевладельческой модели власти конструированием гражданственности и республиканизма, а лишь давал чёткие советы на тему, как сделать население активнее, дабы оно, получив мотивацию в хорошо освежённом подходе к жизни под короной, приносило в монархическую казну больше прибыли от эксплуатации мотивированного труда.
Нестабильность в гоббсианстве позитивизма и отсутствие ориентации на равенство каждого перед законом откликнулись в идеологии штурмовых отрядов Эрнста Рэма, предшествующих подразделениям SchutzStafel (SS) в 1920-1930 годы на территории нынешних Германии и Австрии. Рэм в частности писал
Республиканизм по Жан-Жаку Руссо не отрицает необходимости жёстких рамок равенства для проявлений свободы личности, но ставит весь комплекс своих политических, идеологических, философских, педагогических и правовых постулатов в зависимость от блага для каждого отдельного человека, концепционируя свою философию не столько по Мартину Лютеру, сколько по учениям Жана Кальвина и Теодора де Беза.
Республиканизм в Праве республик и стран с республиканской формой правления[править | править код]
Референдум в Голландии[править | править код]
Консоциональные страны, к которым относятся и сохранившие королевские дома Бельгия и Голландия, после достижения правового баланса сохраняли в вопросах правоприменения статус-кво. Но в силу того, что референдум в Голландии дважды[11] проголосовал против намерений парламента и короля, в 2018 году парламент лишил[12] граждан права на референдум, что формально может относиться к усечению в правах всего общества должностными лицами и даже говорить о превалировании ориентации на установление подданнического режима взаимодействия для стороны общества по отношению к монархии.
Некоторые постсоветские страны[править | править код]
Постсоветские страны демонстрируют двоякий подход. В частности государство в Российской Федерации с 2002 года тендирует к увеличению числа сроков[13] полномочий руководителей субъектов федерации. В 2005 году в Ганновере в публичное поле вводится утверждение о возможности толкования конституции президентом РФ с отказом от применения публичного права[14], руководствуясь принципом частного права «разрешено не запрещённое». Так увеличилось число сроков полномочий уже президента РФ. В 2010 году президент Российской Федерации, посредством применения указного права, лишил президентов республик Российской Федерации президентского статуса[15], что однако не привело к отказу от собственного президентства[16] Республику Татарстан.
Для глав регионов и мэров городов применяется открытое[17] и конспиративное в смысле масштабов[18] назначенчество[19], в ряде случаев с которым наблюдаются тенденции к игнорированию волеизъявления граждан и даже прав политических партий[20]. В 2015 году парламент второй раз необоснованно «обнулил»[21] отработанные сроки полномочий глав регионов, что позволило массивно дереспубликанизовать правовую практику резким и обширным по сфере действия законодательным прецедентом, парадоксально увеличившим время исполнения должностными лицами служебных полномочий.
Игнорирование референдума • Отсутствие самоуправления • Нелегитимность Госдумы • Электоральные нарушения[править | править код]
При присоединении и образовании двух крымских территориальных субъектов к РФ[22] и при межевании территориально не окончательно образовавшихся республик Ингушетия и Чечня[23] президентом РФ, парламентом РФ и Конституционным Судом была без убедительных доводов проигнорирована законная процедура проведения референдума[24], применявшаяся ранее при образовании субъектов федерации путём их слияния. Блокирующий инициативу гражданунитаристский закон о референдуме[25] с самого начала ещё и обрастает законодательными и прочими[26] дополнениями, едва ли не отражающими отказ государства в Российской Федерации от республиканизма. Самоуправление блокируется[27] и ликвидируется[28]. Председатель Конституционного Суда в 2018 году выступил с заявлением[29] о целесообразности внесения изменения в статью 12 Конституции РФ, лишающего местное самоуправление, которое, по его словам, есть «лишь нижнее, локальное звено», независимости от государства. Утверждение о легитимности нижней палаты парламента Российской Федерации созыва 2011-2016 годов в 2017 году было опровергнуто[30] на уровне ЕСПЧ прецедентным решением[31]. Проведение государством выборов в Российской Федерации признаётся наблюдателями и экспертами сильно нарушающим права граждан относительно цивилизованных примеров[32] [33] [34].
Переход к толкованию президентских ограничений по принципу частного права в Украине[править | править код]
После своего поражения на выборах, в апреле 2019 года, действующий Президент Украины П.А.Порошенко заявил[35] о намерении баллотироваться на пост президента Украины ещё раз в 2024 году. Данный прецедент, по аналогии с выступлением Путина В. в Ганновере[36], с головы крушит правоприменительный стандарт, характерный для республиканизма, до того отличавший Украину, по Конституции являющуюся республикой, от Российской Федерации, где главным законом определена одна только форма правления. Утверждение П.А.Порошенко о наличии у него права баллотироваться ещё раз в 2024 году не вызвало возражений. Таким же образом это прошло и в Российской Федерации в 2005 году, когда Владимир Путин заявил о точно таком же понимании конституционного ограничения – как всего лишь обязательное наличие не определённого по длительности перерыва после каждых двух проследовавших подряд должностных сроков.
Роялистско-реставрационное лобби в вопросах дереспубликанизации правоприменения[править | править код]
Толкование П.А.Порошенко усиливает позиции администрации президента РФ, подтверждая возможность толкования нормы об ограничении числа сроков пребывания на высшей должности по частному праву и увеличивает угрозу дереспубликанизации толкования норм президентской выборности[37] в первую очередь в таких странах, как Франция, Финляндия, Чехия и в некоторых других, где одному лицу запрещено занимать должность президента более двух сроков подряд, но общее число сроков не уточняется до той степени, в какой сделано в Конституциях Австрии, Германии и США.
В тех странах, где взята вариация конституционной нормы о должностных сроках первого лица «одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд»[38], большинство из авторов текстов очевидно ориентировалось на толкование по принципу публичного права «разрешено только прямо разрешённое»[39], исключая возможность толкования президентами Конституции по принципу частного права «не запрещённое – разрешено»[40]. Но не смотря на целый ряд оснований для создателей Конституций для уверенности в устойчивости позиций публичного права, судя по всему данная норма всё же сделала тексты уязвимыми перед агентами роялистской реставрации[41][42], умышленно следующих в правоприменении совсем иным традициям[43].
Противостояние правовых концепций на постсоветском пространстве[править | править код]
Среди конституционалистов на постсоветском пространстве в данной научной тематике выделяются очевидный противник республиканизма, как в правоприменении так и в подходе к участию в составлении Конституции РФ, Сергей Шахрай[44][45] и сторонница республиканской формы правления Елена Лукьянова[46][47], инициировавшая от лица общества начало открытого диалога о публичном праве в Верховном Суде Российской Федерации[48] через политика К.А.Собчак.
Китайский прецедент 2018 года с отменой ограничения для президентов по числу должностных сроков[править | править код]
Китайская Народная Республика, в Конституции которой присутствовала та же норма «не более двух сроков подряд для одного и того же лица в должности президента», – толковавшаяся государством в КНР по принципу публичного права, то есть не выходя за рамки буквы закона, – в 2018 году отменила у себя ограничение по числу президентских сроков[49]. Данное изменение в Конституции Китая было проведено в период между основным процессом К.А.Собчак в Верховном Суде российской Федерации[50], где она оспаривала регистрацию кандидата Владимира Путина и заседанием апелляционной коллегии по тому же делу[51]. Такой правовой прецедент снял с повестки дня вопрос об обращениях к коммунистической партии Китайской Народной Республики из Российской Федерации с просьбами о комментировании их трактовки данной конституционной нормы. Жёсткое изменение Конституции КНР одновременно и ослабило позиции республиканизма в мире и отразило современное положения вещей в публично-правовой сфере.
Таким же образом, как в Китайской Народной Республике, – без каких либо широких международных дискуссий на тему, – в данный исторический период могут быть изменены Конституции любых республиканских стран, где отсутствует как собственная публично-правовая доктрина так и республиканизм в качестве допустимой политико-партийной идеологии.
Примечания[править | править код]
- ↑ Massachusetts Constitution. malegislature.gov. Дата обращения 4 декабря 2018.
- ↑ Знание о прошлом: теория и история : в двух томах, Андрей Владимирович Полетаев, ISBN 5-02-028556-0, 9785020285569 Ирина Максимовна Савельева, Ирина Максимовна Савельева, Андрей Владимирович Полетаев; Издательство Наука, 2006
- ↑ Демократические и республиканские штаты США. Инфографика. www.aif.ru (27 октября 2016). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Республиканская партия (США) (рус.) // Википедия. — 2019-03-12.
- ↑ Межерицкий Я. Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.: Калуга: Изд-во КГПУ, 1994.
- ↑ Жан-Жак Руссо. Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми. MYBOOK. mybook.ru (XIX век). Дата обращения 27 апреля 2019.
- ↑ О принципе не запрещенное законом дозволено. Общепринятые нормы поведения. Зрелое гражданское общество.. www.bibliotekar.ru. Дата обращения 4 мая 2019.
- ↑ Лукьянова Елена. Интервью / Елена Лукьянова. Эхо Москвы. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Педагогические идеи Руссо.. students-library.com. Дата обращения 4 мая 2019.
- ↑ Сергей Владимирович Кормилицын. Орден СС. Иезуиты империи: о чем не принято говорить. — Издательский дом "Питер", 2008-06-04. — 304 с. — ISBN 9785388001078.
- ↑ Владимир Корнилов. Референдум в Нидерландах: все произошло случайно, как и планировалось. РИА Новости (20160406T0810+0300Z). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Нидерланды отменяют закон, блокирующий СА Украины. korrespondent.net. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ ТРЕТИЙ СРОК С ПРАВОМ ПЕРЕПИСКИ. КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНА. Новая газета - Novayagazeta.ru (18 июля 2002). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Срок – понятие растяжимое. www.stoletie.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Медведев запретил главам регионов быть президентами. www.kommersant.ru (29 декабря 2010). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Президент Республики Татарстан. president.tatarstan.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Новости, анализ, прогнозы в сфере экономики и бизнеса, общества и политики. expert.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Евкуров и ингушский народ поспорят в Конституционном суде о границе с Чечней (англ.) (16 ноября 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ История выборов и назначений руководителей субъектов РФ. Досье. ТАСС. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Антон Пономарев. Ингушетия: В Москву за выборами. Правда.Ру (5 июня 2013). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Почему снова встал вопрос о сроках полномочий губернаторов?. rusrand.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Нужен ли в России референдум о присоединении Крыма? / Политика / Новости / Информационное агентство Атмосфера новости Алтайского края, новости Барнаула. www.asfera.info. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ КС РФ признал соглашение о границе Чечни и Ингушетии конституционным. ТАСС. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ. www.indem.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Проблемы реализации права граждан на референдум. wiselawyer.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Большинство, говорите…. Новая газета - Novayagazeta.ru (10 октября 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Ликвидация местного самоуправления в городах и сельских поселениях антиконституционна. Партия Яблоко. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Зорькин: Недостатки в Конституции можно устранить точечными изменениями. Российская газета. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Ведомости. Россия заплатит 38 000 евро за переписанные в 2011 году протоколы голосования. www.vedomosti.ru (30 мая 2017). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Как ЕСПЧ делегитимировал Госдуму и всех законодателей созыва 2011-2016. Как ЕСПЧ делегитимировал Госдуму и всех законодателей созыва 2011-2016. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Голос. За честные выборы. Триумф и трагедия: фальшивые выборы и пожар в кемеровской «Зимней вишне» (18 марта 2019). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ ЭКСКЛЮЗИВ-Вбросы бюллетеней за "царя" на выборах в России (рус.), Reuters (12 сентября 2017). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Эра Авроры: ТРЕТИЙ СРОК ПУТИНА И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. Эра Авроры (понедельник, 15 апреля 2019 г.). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Видео: Петр Порошенко заявил о намерении снова стать президентом Украины. Пятый канал. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Игорь Мурзин. Борись: Почему Путин Царь, а демократия суверенная?. Борись (среда, 27 июля 2016 г.). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Словесный занос (рус.) (неопр.) ?. Журнал Esquire. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Статья 103. Президент Украины избирается гражданами Украины. juristoff.com. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ В защиту Конституции (англ.) (неопр.) ?. Forbes.ru (3 июня 2007). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Игорь Романов. Создатель Конституции про ДВА СРОКА ПОДРЯД(21 февраля 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Александр Янов: МОЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС «РЕСТАВРАЦИЯ ИМПЕРИИ ИЛИ АГОНИЯ?». snob.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Реставрация монархии. Всеобщая история государства и права. Том 2. law.wikireading.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ RELP. Частное и публичное право как парные юридические категории :. law.edu.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ «Основной закон». Документальный фильм к 20-летию Конституции. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Борис ТыНеПрав. Соавтор Конституции С.Шахрай врёт о том, что Конституция разрешает Путину 3 срок (22 декабря 2014). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Елена Лукьянова: Еще раз об истоках федеративной природы России - ПОЛИТ.РУ. polit.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Лукьянова Елена. Интервью / Елена Лукьянова. Эхо Москвы. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Радио Свобода. Как Ксения Собчак просила снять Путина с выборов(16 февраля 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Борис ТыНеПрав. Китай уберёт предел 2 срока подряд (5 марта 2018). Дата обращения 4 мая 2019.
- ↑ Радио Свобода. Верховный суд отклонил жалобу Собчак на регистрацию Путина / Прямая трансляция (16 февраля 2018). Дата обращения 4 мая 2019.
- ↑ sotavision. Собчак, Верховный Суд. Апелляция. Трансляция 26 февраля.(26 февраля 2018). Дата обращения 4 мая 2019.
- ↑ Конвенция Монтевидео (рус.) // Википедия. — 2018-10-05.
- https://mgimo.ru/library/publications/genezis_ideyno_teoreticheskoy_kontseptsii_respublikanizma/
Комментарии
Отправить комментарий