Wiki-статья «Республиканизм» с моими правками на конец апреля 2019 года
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Республиканизм
[править | править код]
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 апреля 2019; проверки требует 1 правка.
Республиканизм — идеология независимого самоуправления, дающая основу республиканскому конституционному строю или правлению страной как республикой, вне зависимости от цивилизованных прав конституционной монархии и формальной аристократии, с акцентом на равенстве человека и государства, равенстве каждого человека и гражданина перед совместно формируемыми обществом законами, праве на свободу и достоинство в пределах равенства, активно развиваемая свободомыслящими гражданами во имя торжества гуманистического права. Одно из выражений идеологии — референдум. Чертой современного республиканизма так же являются свободные выборы.
Республиканизм противостоял аристократии и монархии. Но на сегодняшний день ряд стран, сохранивших монархов в виде должности, вместе со своими элитами является бóльшим проводником республиканизма, чем многие формальные республики. Более широко, республиканизм основывается на политической системе, защищающей широкую выборность и верховенство закона, которое не может быть произвольно проигнорировано любым из граждан, президентом, правительством или королём, так как республиканское законотворчество основано на прямом волеизъявлении граждан. В правоприменении республиканизм выражается в делении правовых институтов и формируемых из них отраслей права на две подсистемы — частное право с принципом «разрешено что не запрещено» и публичное право, с ограничением для облечённых властью по принципу «разрешено только разрешённое законом».
Согласно Джону Адамсу, «Республику устанавливают, чтобы быть правовым государством, а не государством мужчин»[1]. Литераторы порой затрудняются с определением ценностей и поведения, необходимых гражданам, чтобы республика процветала. При этом исторически акцент в республиканизме делается на экономической и правовой свободе личности в пределах равенства перед законом; на широко распространенном участии граждан в формировании и блокировании законов через референдум и свободные выборы; пацифизме, гражданском достоинстве, недопущении коррупции и связанного с ней террора.
Фридрих Шлегель предпринял относительно успешную попытку заменить понятие «республиканизм» «демократизмом»[2], что однако не было поддержано как теоретиками республиканизма, так и самими республиканцами, в их подавляющем большинстве. Основа современного республиканизма — это идея об общем деле в смысле правовой республики в основе каждой успешной страны, вне зависимости от объявленного конституционного строя. Она зиждется на уважении каждого к правилам общественного договора, обрамлённого законами, сознательно принятыми обществом во имя блага и права на развитие каждого человека. Демократизм отличается от республиканизма менее жёсткими установками в области влияния на законы, связанные с правом на жизнь человека с её зарождения среди не способных себя защитить и бóльшими политическими и партийно-уставными послаблениями в сфере вторжения в так называемое массовое сознание. Республиканцы[3] жёстко выступают против эфтаназии, одновременно защищая право граждан на владение оружием[4].
Содержание
«Республиканизм» императора Августа[править | править код]
В эпоху своего единоличного правления Римской державой с 29 г. до н. э. и по 14 г. н. э. император Гай Юлий Цезарь Октавиан (Август) определяет свою политику как «восстановление» республики, возврат к утраченным традициям прежнего, республиканского Рима и установление мира в стране. Один из его исследователей Я. Ю. Межерицкий полагает, что политические стремления правителя и проводимые в жизнь реформы власти в полной мере удовлетворяют требованиям всех слоев населения римского общества и даже объясняют практически полное отсутствие оппозиционных настроений[5]. Он приводит термин «республиканизм» в качестве некоего обозначения, определяющего всю совокупность идеологии, внешней и внутренней политики, религиозности, пропагандирования и методологии, используемых в установлении режима управления Августа. Межерицкий квалифицирует республиканизм как основу, цель, метод и средство установления политического режима принципата Августа.
Республиканизм Жан-Жака Руссо[править | править код]
Руссо окончательно вывел республиканизм из борьбы только против угнетения, сориентировав потребителей политической философии на конструктивную повестку[6]. Он нашёл первопричину проблем — в произволе облечённых властью алчных публичных персон. Руссо призвал к усечению последних в правах не только законами, формируемыми референдумом, но и разделением права на усечённое до буквы закона право для власть имущих «публичных персон» и на свободное право для остальных граждан, как несущего звена державы. В этом Руссо преследовал цель достижения равенства граждан и жителей Франции и родной для него Женевской Республики в их правовом положении. При этом публичные персоны, по мысли Руссо, должны были бы усекаться в правах только при исполнении ими взятых на себя перед обществом обязанностей. На практике это породило разделение права на две подсистемы — публичное право, то есть право для публичных персон, и частное право или право для частной жизни.
Разделение права в цивилизованных свободных странах на подсистемы именно таким образом способствовало их стабильному развитию и процветанию.
Руссо не боролся против факта наличия монархии или аристократии а выражал свои идеи, ориентируясь на благо и защищённость каждого, логично допуская, что власть имущий, равный соотечественникам в праве на жизнь, сможет оценить возможность защитить себя гуманистичными законами и скорее откажется от права на тиранию, чем от права на жизнь для себя и для своей семьи — так идеи Руссо примирили французов после революций и переворотов.
Философия Руссо соперничает с отвечающими интересам загосударствлённого корпоративного капитала идеями Гоббса, продвижение которых активно финансируется, в отличие не нужных глобалистам подобного рода идей Руссо. Гоббс изложил свои мысли об общественном договоре не ради гражданского суверенитета а ради суверенитета государственного. Его учение менее креативно но более однозначно чем у Руссо: утверждение независимости подданных от государства или их равенства с последним не было задачей Гоббса. Он не занимался и опасным для феодально-землевладельческой модели власти конструированием гражданственности и собственно республиканизма, а лишь давал чёткие советы на тему, как сделать население активнее, дабы оно, получив мотивацию в освежённом подходе к жизни под короной, приносило в монархическую казну больше прибыли от использования собственного труда.
Республиканизм в применении Конституций республик и стран с республиканской формой правления[править | править код]
Консоциональные страны, к которым относятся и сохранившие королевские дома Бельгия и Голландия, после достижения правового баланса сохраняли в вопросах правоприменения статус-кво. Но в силу того, что референдум в Голландии дважды[8] проголосовал против намерений парламента и короля, в 2018 году парламент лишил[9] граждан права на референдум, что формально может относиться к усечению в правах всего общества должностными лицами и даже говорить о превалировании ориентации на установление подданнического режима взаимодействия для стороны общества по отношению к монархии.
Постсоветские страны демонстрируют двоякий подход. В частности государство в Российской Федерации с 2002 года тендирует к увеличению числа сроков[10] полномочий руководителей субъектов федерации. В 2005 году в Ганновере в публичное поле вводится утверждение о возможности толкования конституции президентом РФ с отказом от применения публичного права[11], руководствуясь принципом частного права «разрешено не запрещённое». Так увеличилось число сроков полномочий уже президента РФ. В 2010 году президент Российской Федерации, посредством применения указного права, лишил президентов республик Российской Федерации президентского статуса[12], что однако не привело к отказу от собственного президентства[13] Республику Татарстан.
Для глав регионов и мэров городов применяется объявленное[14] и необъявленное в смысле масштабов[15] назначенчество[16], в котором наблюдаются тенденции к игнорированию не только волеизъявления граждан, но и прав политических партий[17]. В 2015 году парламент необоснованно «обнуляет»[18]отработанные до 2012 года сроки полномочий глав регионов, что позволяет массивно дереспубликанизовать правовую практику резким и обширным по сфере действия законодательным прецедентом, парадоксально увеличившим время исполнения должностными лицами служебных полномочий.
При присоединении и образовании двух крымских территориальных субъектов к РФ[19] и при межевании территориально не полностью образовавшихся республик Ингушетия и Чечня[20] президентом РФ, парламентом РФ и Конституционным Судом была без убедительных доводов проигнорирована законная референдумная процедура[21], применявшаяся ранее при образовании субъектов федерации путём их слияния. Блокирующий инициативу граждан и в целом унитаристский закон о референдуме[22] обрастает законодательными и прочими[23] дополнениями, отражающими отказ государства в Российской Федерации от республиканизма. Самоуправление блокируется[24] и ликвидируется[25]. Председатель Конституционного Суда в 2018 году выступил с заявлением[26] о целесообразности внесения изменения в статью 12 Конституции РФ, лишающего местное самоуправление, которое, по его словам, «лишь нижнее, локальное звено», независимости от государства. Утверждение о легитимности нижней палаты парламента Российской Федерации созыва 2011-2016 годов в 2017 году было опровергнуто[27] на уровне ЕСПЧ прецедентным решением[28]. Проведение государством выборов в Российской Федерации признаётся наблюдателями и экспертами сильно нарушающим права граждан относительно цивилизованных примеров[29] [30] [31].
После своего поражения на выборах, в апреле 2019 года, действующий Президент Украины П.А.Порошенко заявил[32] о намерении баллотироваться ещё раз в 2024 году. Данный прецедент, по аналогии с выступлением Путина В. в Ганновере[33], сверху разрушает правоприменительный стандарт, характерный для республиканизма, до того отличавший Украину, по Конституции являющуюся республикой, от Российской Федерации, где определена только форма правления. Утверждение П.А.Порошенко о наличии у него права баллотироваться ещё раз в 2024 году не вызвало возражений. Таким же образом это было и в Российской Федерации в 2005 году. Это усиливает позиции администрации президента РФ, подтверждая возможность толкования нормы об ограничении числа сроков пребывания на высшей должности по частному праву и создаёт яркую угрозу дереспубликанизации толкования части статьи о президентской выборности[34] в первую очередь в таких странах, как Франция, Финляндия, Чехия, как и в некоторых других, где одному лицу запрещено занимать должность более двух сроков подряд, но общее число сроков детально не уточняется до степени, в какой сделано в Конституциях Австрии, Германии и США.
В тех странах, где взята вариация конституционной нормы о должностных сроках первого лица «одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд»[35], большинство из авторов текстов очевидно ориентировалось на толкование по принципу публичного права «разрешено только прямо разрешённое»[36], автоматически исключая применение президентами Конституции по принципу частного права «не запрещённое – разрешено»[37]. Но не смотря на целый ряд оснований для создателей Конституций быть уверенными в твёрдости позиций публичного права, судя по всему норма сделала тексты уязвимыми перед деятельностью агентов роялистской реставрации[38][39], умышленно следующих в формировании правоприменения иным традициям[40].
Среди конституционалистов на постсоветском пространстве в данной теме выделяются очевидный противник республиканизма, как в правоприменении так и в подходе к участию в составлении Конституции РФ, Сергей Шахрай[41][42] и защитница республиканской формы правления Елена Лукьянова[43][44], инициировавшая от лица общества начало открытого диалога о публичном праве в Верховном Суде Российской Федерации[45] через политика К.А.Собчак.
Примечания
- ↑ Massachusetts Constitution. malegislature.gov. Дата обращения 4 декабря 2018.
- ↑ Знание о прошлом: теория и история : в двух томах, Андрей Владимирович Полетаев, ISBN 5-02-028556-0, 9785020285569 Ирина Максимовна Савельева, Ирина Максимовна Савельева, Андрей Владимирович Полетаев; Издательство Наука, 2006
- ↑ Демократические и республиканские штаты США. Инфографика. www.aif.ru (27 октября 2016). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Республиканская партия (США) (рус.) // Википедия. — 2019-03-12.
- ↑ Межерицкий Я. Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.: Калуга: Изд-во КГПУ, 1994.
- ↑ Жан-Жак Руссо. Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми. MYBOOK. mybook.ru (XIX век). Дата обращения 27 апреля 2019.
- ↑ Лукьянова Елена. Интервью / Елена Лукьянова. Эхо Москвы. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Владимир Корнилов. Референдум в Нидерландах: все произошло случайно, как и планировалось. РИА Новости (20160406T0810+0300Z). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Нидерланды отменяют закон, блокирующий СА Украины. korrespondent.net. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ ТРЕТИЙ СРОК С ПРАВОМ ПЕРЕПИСКИ. КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНА. Новая газета - Novayagazeta.ru (18 июля 2002). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Срок – понятие растяжимое. www.stoletie.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Медведев запретил главам регионов быть президентами. www.kommersant.ru (29 декабря 2010). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Президент Республики Татарстан. president.tatarstan.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Новости, анализ, прогнозы в сфере экономики и бизнеса, общества и политики. expert.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Евкуров и ингушский народ поспорят в Конституционном суде о границе с Чечней (англ.) (16 ноября 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ История выборов и назначений руководителей субъектов РФ. Досье. ТАСС. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Антон Пономарев. Ингушетия: В Москву за выборами. Правда.Ру (5 июня 2013). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Почему снова встал вопрос о сроках полномочий губернаторов?. rusrand.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Нужен ли в России референдум о присоединении Крыма? / Политика / Новости / Информационное агентство Атмосфера новости Алтайского края, новости Барнаула. www.asfera.info. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ КС РФ признал соглашение о границе Чечни и Ингушетии конституционным. ТАСС. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ. www.indem.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Проблемы реализации права граждан на референдум. wiselawyer.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Большинство, говорите…. Новая газета - Novayagazeta.ru (10 октября 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Ликвидация местного самоуправления в городах и сельских поселениях антиконституционна. Партия Яблоко. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Зорькин: Недостатки в Конституции можно устранить точечными изменениями. Российская газета. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Ведомости. Россия заплатит 38 000 евро за переписанные в 2011 году протоколы голосования. www.vedomosti.ru (30 мая 2017). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Как ЕСПЧ делегитимировал Госдуму и всех законодателей созыва 2011-2016. Как ЕСПЧ делегитимировал Госдуму и всех законодателей созыва 2011-2016. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Голос. За честные выборы. Триумф и трагедия: фальшивые выборы и пожар в кемеровской «Зимней вишне» (18 марта 2019). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ ЭКСКЛЮЗИВ-Вбросы бюллетеней за "царя" на выборах в России (рус.), Reuters (12 сентября 2017). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Эра Авроры: ТРЕТИЙ СРОК ПУТИНА И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. Эра Авроры (понедельник, 15 апреля 2019 г.). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Видео: Петр Порошенко заявил о намерении снова стать президентом Украины. Пятый канал. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Игорь Мурзин. Борись: Почему Путин Царь, а демократия суверенная?. Борись (среда, 27 июля 2016 г.). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Словесный занос (рус.) ?. Журнал Esquire. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Статья 103. Президент Украины избирается гражданами Украины. juristoff.com. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ В защиту Конституции (англ.) ?. Forbes.ru (3 июня 2007). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Игорь Романов. Создатель Конституции про ДВА СРОКА ПОДРЯД(21 февраля 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Александр Янов: МОЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС «РЕСТАВРАЦИЯ ИМПЕРИИ ИЛИ АГОНИЯ?». snob.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Реставрация монархии. Всеобщая история государства и права. Том 2. law.wikireading.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ RELP. Частное и публичное право как парные юридические категории :. law.edu.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ «Основной закон». Документальный фильм к 20-летию Конституции. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Борис ТыНеПрав. Соавтор Конституции С.Шахрай врёт о том, что Конституция разрешает Путину 3 срок (22 декабря 2014). Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Елена Лукьянова: Еще раз об истоках федеративной природы России - ПОЛИТ.РУ. polit.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Лукьянова Елена. Интервью / Елена Лукьянова. Эхо Москвы. Дата обращения 30 апреля 2019.
- ↑ Радио Свобода. Как Ксения Собчак просила снять Путина с выборов(16 февраля 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
- Получить ссылку
- X
- Электронная почта
- Другие приложения
Комментарии
Отправить комментарий