Казаки и Гагарин

Вместо эпиграфа napmopr А почему бы "гибридные" режимы не сменять "гибридным" же способом - участие в выборах + силовая зашита (массовое гражданское выступление) их результатов?[юмор из серии «как научиться игать на скрипке за 2 дня»] (Link)
Мы много спорили с Шамилём на тему татарином ли был Гагарин или нет, хотя конечно он был просто советским паренем, которому сказали никому не говорить что он там чего по национальности, чтобы армяне не обиделись, и он не говорил. Всё о нём засекречено, и так это и останется. Не хочется возвращаться к этому спору, но речь в данном случае надо повести о том, что бытует мнение, что в РФ откуда-то есть некая такая демократия в районе Шендеровича. Куклы были, НТВ и так далее тебе. Или вот (не впервые, потому что сейчас это именно так и есть) возникло другое мнение, в грандиозной новой книге Елены Анатольевны Лукьяновой и гражданина Медушевского, что демократия в РФ – имитационная. Есть мнение, что демократия была при Ельцине. Что за демократия была при Ельцине, это неизвестно. Но есть версия, что была. И впрямь: был даже референдум. Правда всё это быстро кончилось. Цапнули своё – и по танкам. А вот почему я вспомнила о Гагарине? Причина есть. Это интересная история. Моя бабушка по маме, в своё время бессменный старший экономист-плановик в космическом КБ у С.П.Королёва, будучи в своё последнее лето на даче, которая осталась от моего дедушки по папе, заговорила с соседкой о казаках. Шёл 1992 год. Соседка была супругой сотрудника министерства иностранных дел РФ. И эта соседка была шокированная появлением в нашей жизни казаков на улицах, сказала бабушке «Гагарин бы не понял». И бабушка улыбнулась и ответила «Гагарин бы понял всё». Мне было 22, и я уже много занималась политикой. Я была рада. Сама правда далека от такого качества. Казаки добивают. Ужас. Хоть у меня в гениалогии... у-у-у...
Вспоминаются рассуждения уважаемого гражданина Аузана на тему успешных и неуспешных стран. Там было о том, что количество успешных стран практически не увеличивается. Но есть вот Сингапур. Он стал успешным. И что мы видим? Загибается наш Сингапур. Совсем не тот он стал, что раньше. Но об этом – полный молчок. Никто из почитателей гения Ли Куан Ю даже не заикается на тему. Скрывают этот факт. Все хором. Дружно и едино. Совсем и не демократично между прочим. Так же и с обожаемой некоторыми «реформаторами» Чили: проблемы там отнюдь не решены. Видимо чрезмерное насилие над личностью всегда в итоге срабатывает обратно.
Я как-то натолкнулась на два очень похожих разговора в разных местах – в канадском Квебеке и в Антверпене. Об интеграции архаики в современность.
В Канаде это был просто феноменальный по просторности (как и всё в Монреале, кто был) павильон французского, как показалось устроителям, интерьерного дизайна на некой выставке, где принимались так же и заказы на строительство и всё такое. И вот, я вошла на неразграниченное ни чем пространство метров в 600 квадратных и, среди французской лёгкости, где-то перекликающейся почему-то и с 1970-ми и даже с 1950-ми (холодильник был такой – потом на них пошла мода и в Европе) увидела там рудиментарно-феодальный старо-германский шкаф с фениксами – явно могущий напомнить многим знатокам о временах, когда основывалась Ганза. Хозяин этого пространства был не совсем француз – эльзасец. И очень странным было, когда завязался наш разговор, и я ему объявила, что приехала с юга Германии, даже не успев сказать, что я вообще-то из экс-СССР происхождением, что он и впрямь кинулся пересыпать свою франко-английскую беднягу-речь немецкими словами, говоря, что он до четырёх лет жил у мостика между Германией и Францией и думал всё сходить в Германию, но никто его не сводил. И вдруг сказал, что на самом деле это его место в павильоне отражает его ощущение от канадской демократии, которая не подавляет в обществе архаику, столь милую. Он не жил при Барбароссе, но сам сделал шкаф, на который я наткнулась. Потому что легенда о живом императоре в горé его поражает. Да, забыла сказать: его пространство было летящим, полностью гармоничным, не оставляющим никакого чувства тяжести, и там хотелось быть, посидеть, поселиться. Это было 15 лет назад, но до сих пор помню. А я тогда поднапряглась. С именем Барбароссы – ассоциации. Но через несколько лет это прошло. Мы трансформируемы.
В Антверпене, в свой последний визит в город пять лет назад, я вспомнила очень красивую внешне певицу из Мариинского театра с чудесным по качеству голосом, которая там когда-то жила – Ольгу Савову – в беседе с одним хасидом я сказала, что она наверное не вписывалась. Он её упомянул, говоря о своём посещении Валькирии из Кольца Нибелунгов Вагнера. Это оперная тетралогия. И он ответил, что в Бельгии в жизнь вписываются все. Да, Ольга даже не классична. А типично русская казачка (так он сказал). Но ему было приятно понимать, что она жила в Антверпене, и он поэтому сходил на Вагнера, хотя часть его семьи погибла в Треблинке. Он сделал это из уважения к основам бельгийской демократии, которая не трогает хасидов с их очень архаичным и мало кому понятным миром, который к свободам такого рода, который многие себе представляют, имеет очень мало отношения. С хасидами мучаются и в Израиле, как он сказал, но тоже терпят. Например с призывом в армию. (Сейчас их кстати уже уломали).
Канадскую демократию я мало изучала. Только знаю, что её выделял изо всех демократий грандиозный мыслитель и удивительнейший деятель Юрий Николаевич Афанасьев. И Юрий Николаевич удивительно хорошо о ней отзывался. Ещё я вспомнила историю о молоканах, переселившихся в Канаду – частично пришедших по льду через Аляску, частично добравшихся на кораблях. Как они хотели получить там землю «по-швейцарски» – то есть на всех без разделения, чтобы никто у одиночек не забрал из банков и так далее. Огромную территорию на очень большую общину молокан. И канадцы решили проблему, имея уважение к неизвестной им культуре, казалось бы ищущей у них убежища, но не интегрирущейся в их собственную; речь шла о культуре негибкой, закрытой, занимающей тягостно-протекционистскую позицию. И мне приятно было узнать, что канадцы это смогли.
А вот о бельгийской и израильской демократиях я имею полное представление. В обеих странах – консоционализм. Это то, чем я давно занимаюсь и о чём много читала. Это именно толерантность к неинтегрируемым формам, прямое и терпеливое сосуществование с ними в открытой но без насилия выражаемой вражде, которая... когда-нибудь кончается – прямо на индивидуальном уровне. Главное не прятать от себя её по подвалам, словно трупы.
В Швейцарии, где тоже консоционализм и которая теперь для очень многих – эталон – женщины были лишены права на аборт до 2002-го года полностью во всей стране. И лишь с 2007-го аборты везде разрешили. Там же, всего за пару-тройку десятилетий до того, разрешили женщинам голосовать. Там же в 1950-60-е насильно забирали из бедных семей детей из таких городов как Берн и Цюрих в батраки в горные хутора, чем вредили их здоровью и отрывали их от учёбы. Сейчас эти «дети» высуживают миллионные ущербы – я была на одном таком суде. Теперь, я повторю, это демократия, по которой меряют другие демократии. Первая в мире по положению в полиархической шкале Роберта Даля. То есть лучшая в мире. Самая-самая-самая.
Да, у нас в обществе есть то, что не вписывается в картину будущего. Ну и надо просто это уважать. Видеть за этим каждого представителя, с его болью и со страшной историей нас всех в нём одном. В конечном итоге это окупится. И может быть гораздо быстрее, чем можно себе представить.

 #облачнаяреспублика #аврорапартия #auroraparty_int  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Где предел? Беседа об убийстве Марины Салье

ИНТЕРВЬЮ С МАТЕРЬЮ АЛЕКСЕЯ НАВАЛЬНОГО

Аарне Веэдла и Дельфийский Аноним