Реализован ли «План Барбаросса»?
В публикации представлены фрагменты передачи на Эхе Москвы о гербе Фридриха Барбароссы Гогенштауфена — императора Священной Римской Империи, короля Иерусалимского, главный гость которой, доктор исторических наук, профессор. Данилевский, Игорь Николаевич, рассказал о двуглавом нежданную горькую правду.
Возможно пришло наше время подумать о том, как хитро был выполнен план гитлеровцев «Барбаросса» после провала операции фон Штауфена «Валькирия»... A кстати, точно, что операция завершилась? Все говорят, что уже всё. А это правда так?
И. Данилевский
― Фридрих Барбаросса, у него был одноглавый орел черный.
С. Бунтман
― Да.
И. Данилевский
― Пока он не стал императором. И тогда у него появляется на гербе двуглавый орел.
НА ПРАВАХ ЭПИГРАФА
1165 год. Рагевин упоминает o"королe рутенском" вассалe Барбароссы.
1147 год. В крестовом походе против пруссов с польским войском участвовали,
по сообщению Магдебургских анналов, рутены
1139–1145 годы. Оттон Фрейзингенский воспроизводит переписку
императора Конрада III (1138–1152) с византийскими императорами
Иоанном II (1118–1143) и Мануилом I (1143— 1180), в которой Конрад
говорит об эпизоде, «случившемся в России», где рутены
«проявили пренебрежение к власти германского государства,
убили людей императора, отняв их достояние».
Полнaя версия передачи — здесь=>
С. Шаргунов
― Не при бракосочетании, а вообще при дворе — то есть, Софья не привнесла какой-то особой роскоши?
И. Данилевский
― Не привнесла. Иван Четвертый вообще никогда не вспоминал, что у него бабка — византийская принцесса. Он возводил свою родословную, там, к Рюрику, потом к Августу Кесарю и так далее. Мало того, Папа Римский предлагал купить или подарить ему право на византийский престол, обещал свою помощь — Иван Четвертый заявил: нам и так хорошо, мы здесь многого не хотим, мы на том свете все получим. То есть, это с одной стороны.
С другой стороны, двуглавый орел никогда не был византийским гербом. Он изображался на монетах, как регалия. Хотя в орнаментике присутствует, в частности, у тех, кто окружает императора, но присутствует он не только в Византии.
На это обратили внимание довольно многие исследователи, но одна из самых таких серьезных статей — не знаю, как правильно транскрибировать, поскольку у нас устоявшейся транскрипции нет, одни пишут «алеф», другие «элеф». Исследователь, который написал большую статью о двуглавых орлах, он обратил внимание — не первым, кстати сказать — но он это хорошо показал, что двуглавый орел присутствует в Западной Европе достаточно давно.
С. Бунтман
― Как фантастическая геральдическая фигура.
И. Данилевский
― Совершенно верно. Именно как геральдическая фигура. При этом геральдическая фигура, которая связана со Священной Римской империей. Кстати сказать, Фридрих Барбаросса, у него был одноглавый орел черный.
С. Бунтман
― Да.
И. Данилевский
― Пока он не стал императором. И тогда у него появляется на гербе двуглавый орел.
С. Шаргунов
― Отрастает вторая голова?
И. Данилевский
― Да. Отрастает вторая голова моментально.
С. Бунтман
― То есть, когда он был просто Гогенштауфен...
И. Данилевский
― Да, да, одноглавый орел — все нормально.
С. Шаргунов
― То есть, это некоторый знак усилившейся власти, ее полноты?
И. Данилевский
― Судя по всему, это как-то связано с представлением о том, что он стал королем иерусалимским, о том, что он стал императором.
С. Шаргунов
― Помазанником.
И. Данилевский
― Помазанником. И Священная Римская империя. Вот это довольно хитрый такой вопрос, хотя тут разбираться, по-моему, еще и разбираться...
...И. Данилевский
― Есть такой текст. Текст этот, правда, если мы откроем Ветхий завет, он стоит самым последним в Ветхом завете. Потому что во многих конфессиях христианских он не принимается как канонический текст, и долгое время он считался апокрифическим текстом и в восточной церкви. Третья книга Ездры, где появляется орел трехглавый, который является символом последних трех царств, с которым спорит лев, вышедший из леса. Разговор между ними достаточно любопытный. Но тут, конечно, мы натыкаемся еще на одну преграду: три головы.
С. Бунтман
―Да.
И. Данилевский
― Три головы — это замечательно.
С. Шаргунов
― Две хорошо, а третья — лучше.
И. Данилевский
― Но у Ездры там есть очень интересный момент. В какой-то момент средняя, самая большая голова, становится невидимой, но продолжает говорить. И тут мы вспоминаем: первая печать наша, где головы две, корона одна. Или восьмиконечный крест на Голгофе. Либо появляются три короны — у нас сейчас три короны: есть две короны над головами этого двуглавого орла, и третья еще сверху...
...С. Шаргунов
― Над головой-невидимкой?
И. Данилевский
― Да.
С. Бунтман
― Да, над мистической головой.
И. Данилевский
― И тогда идея Третьего Рима этого двуглавого орла они, в общем-то начинают сливаться, и тогда становится понятно, что судя по всему, болгарская версия, она имеет под собой более серьезные основания. Хотя не без влияния, судя по всему, и Священной Римской империи, где изображали всегда две головы с нимбами, что тоже интересно.Скажем, и у Фридриха Барбароссы было, и в последствии они изображались с нимбами.
С. Шаргунов
― Но короны три там не было?
И. Данилевский
― Нет, средней короны не было.
С. Бунтман
― Была только на одном из гербов, посередине было нечто, это герб Албании, где была красная звездочка...
...С. Бунтман
―Есть пересказанный анекдот про одного из эрцгерцогов, то есть, вплоть до Австро-Венгрии был двуглавый.
И. Данилевский
― Да, конечно.
С. Бунтман
― Который застрелил орла на охоте и тщетно искал вторую голову у него.
И. Данилевский
― Замечательно!
С. Бунтман
― Он не представлял себе другого орла просто...
...С. Бунтман
― Вот с одной стороны, орел, вот когда появляется символика Священной Римской империи — с одной стороны, это Римская империя, и орел живет, как символ Римской империи, как знак Римской империи, что с ним ни делай. С другой стороны, это орел Гогенштауфенов...
Комментарии
Отправить комментарий